Процессуальная работа и искусство анимации

Автор: Эми Минделл



Процессуальная работа и искусство анимации 
Эми Минделл

1 сентября, 2007

ami-1.jpg

  Перевод Ларисы Романенко.

Хотя я всего лишь новичок в мире анимации, мой недавний новый опыт в оживлении фигурок и нарисованных изображений открыл для меня то, что искусство анимации родственно искусству процессуальной работы. Фактически, мой недавно обнаруженный интерес к анимации помог мне оценить и пролить свет на центральный аспект процессуальной работы простым способом, через искусство.


Stop-Motion  анимация


[Stop-motionанимация (stop-motionanimation), или «кукольная анимация» - техника анимации, при которой создается впечатление, что объекты, перемещаемые (покадрово) вручную, двигаются самостоятельно (прим. пер.)]

Я сижу с маленькой фигуркой, которую я сделала из ершика для чистки труб и ткани. Она около 5 дюймов в высоту. Я расположила ее спиной к себе на самодельной сцене. У нее есть накидка, белые одежды и головной убор. Мы ждем. Только мы двое в ожидании тайны, которая покажет нам путь.

Вдруг я чувствую, ощущаю или, возможно, вижу крохотное движение фигурки. У меня появляется отчетливое ощущение, что она хочет переместиться чуть-чуть вправо. Кажется, у нее есть собственная жизнь, она знает, куда бы она хотела двигаться. Я ее ассистент и покорно следую за ней.

Я перемещаю ее на крохотное расстояние и делаю снимок своей видеокамерой в режиме съемки отдельных изображений. Снова возвращаясь к фигурке, я ощущаю ее следующий импульс, ее следующую тенденцию к движению и легко-легко двигаю ее в этом направлении. Снова щелкаю камерой. Я повторяю этот процесс какое-то количество раз, пока она продолжает показывать мне, как и куда она хочет двигаться.

В какой-то момент этой усиленно направленной медитации моя спина начинает немного болеть, и я расслабляюсь на минуту. Вдыхая, я вспоминаю некоторые из stop-motion фильмов, которые я видела за последнее время. Я поражена самоотверженностью аниматоров. Я могу только представлять, через что они прошли, чтобы создать такие детализированные и занимательные фильмы. Я слышала, что они проходят через процесс перемещения фигурок и съемки этого на камеру не десять или пятьдесят, а десять тысяч раз. Я в благоговении перед их терпением, упорством, преданностью в том, чтобы наполнить свои воплощенные в скульптурной форме создания жизнью, чтобы мы все могли этим насладиться. Они показывают нам, что жизнь есть во всем, все одушевлено. Это также и мое самое глубокое убеждение.

Аборигены по всему миру говорят, что жизнь есть даже в тех вещах, которые кажутся неодушевленными. Мир живой и одушевленный; он полон сновидения. Если вы смотрите на скалу и видите в ней лицо, это значит, что вы и гора начинаете «сновидеть вместе» (dreamtogether). Если вы знаете, что даже неодушевленные объекты живут своей собственной жизнью, вы открываете новые миры и новые источники креативности.

*** Я продолжаю ощущать, передвигать и делать снимки своей маленькой фигурки. После того, как проходит, кажется, целая вечность (хотя, скорее всего,  лишь полчаса), я знаю, что танец станцован. Она добралась в место для передышки. Мы обе глубоко вздыхаем.

Без особых размышлений я перематываю видео, чтобы воспроизвести запись с начала. Поскольку я новичок в мире stop-motion анимации, я ожидаю увидеть набор разрозненных статичных поз, странным образом меняющихся из одной в другую. И хотя, в некотором смысле, так и есть, я, тем не менее, поражена тем, что я вижу. Пока камера воспроизводит, ощущение такое, как будто отдельные снимки освобождаются от своей застывшести в одной единственной позе, и мой маленький танцор становится потоком и движением во времени. Она превращается в живое, дышащее существо с собственной жизнью и экспрессией. То, что когда-то казалось «безжизненной» фигуркой, начало двигаться во времени и пространстве так, как будто она всегда танцевала. У меня перехватывает дыхание, когда я смотрю на нее. (Чтобы посмотреть это видео, перейдите по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=q8wQzqHjnIs).


Дифференциальное исчисление и танец

На ум приходит объяснение. В своей книге «Квантовый ум» [1] Арни пишет о математике в физике и, в особенности, о происхождении  дифференциальных исчислений в математике. Должна сказать, что для моей, большей частью чувствующей и артистичной личности, исчисления расположены очень далеко от повседневной идентичности. (Вообще, я любила изучать уравнения в старших классах, но с тех пор я забыла все, что тогда узнала о них!). Тем не менее, меня поразило его описание и понимание уравнений и то, каким образом они проясняют фундаментальные концепции процессуальной работы.

Чтобы сделать это более понятным, Арни говорит об измерениях скорости, когда, к примеру, кто-то перемещается из одной заданной точки в другую. Когда расстояние между этими двумя точками становится бесконечно малым – Исаак Ньютон назвал бы это приближением к «пределу» почти полного ничто – вычисление скорости становится невозможным. Ньютон хотел знать, какова скорость в заданной точке. С этой точки зрения, человек, двигающийся с заданной скоростью, не перемещается более из одной точки в другую, а находится в текучем процессе. Ньютон назвал свой метод вычисления такого текучего движения «методом флюксий» (“fluxion” method). Вот что говорит Арни об этом феномене:

«[Мы] двигались от измерения дискретных шагов, ориентированного на неподвижное состояние и произведенное точно в терминах расстояний и времени, к неизмеряемому миру, ориентированному на процесс». [2]

Арни сравнивает это преобразование с процессом обучения танцу! Он говорит, что, чтобы научиться танцевать, вы изучаете определенные известные шаги и пытаетесь запомнить их. Но, когда вы знаете их, вы становитесь потоком. Вы больше не делаете шаги, вы танцуете, течете за подвижным процессом, который не может быть теперь описан, как набор разрозненных шагов, или, картинок. Это старое и красивое описание процесса моей маленькой фигурки. Кто бы мог знать, что исчисления помогут объяснить ее текучие движения, ее процесс, ее танец?


Состояние и процессы

Ориентация на состояния и процессы находится в центре процессуально-ориентированного мышления и практики. Подход, ориентированный на состояние, в основном фокусируется на отдельных «снимках» вашей жизни., на определенных вещах которые вы делаете или сделали, на идентичностях и ролях, которыми вы обладали и так далее. Процессуально-ориентированный подход, напротив, концентрируется на потоке между статичными картинками. Когда вы двигаетесь в этом потоке, линии между неподвижными изображениями сливаются в опыт, в танец, который начинается, чтобы рассказать о самом себе. Как только вы начинаете танец, как говорит Арни, вы попадаете в свой сновидческий процесс,текучую и неизмеримую реку, что движется  внутри вас. О-о, какое переживание!
Когда я в настроении, ориентированном на состояния, я описываю себя определенным образом. Я говорю, что я такая или такая. Когда я была в колледже, я идентифицировала себя, как танцора. Щелк! Сегодня я идентифицирую себя как терапевта. Еще раз щелк!
Когда я в процессуально-ориентированном настроении, я знаю, что красота и тайна того, кто я есть – это поток моего опыта день за днем, картинка за картинкой. Я танец между заданными точками, всегда в процессии самораскрытия.


Простота процессуальной работы и процесс проявления

Простая аналогия со stop-motion анимацией прекрасно применима к следованию за всем, что происходит в вашем внутреннем процессе. Каждый из нас является, так сказать, «маленькой фигуркой», с той или иной идентичностью, одеждой, профессией и так далее. Когда вы хотите попрактиковать «искусство процессуальной работы», вам нужно всего лишь войти в состояние ума аниматора. Затем вы можете спросить, какое едва заметное движение, какая крошечная тенденция пытается произойти прямо сейчас внутри меня? Какая часть меня уже находится в самом центре или только начинает быть в потоке? Даже если вам кажется, что вы очень сильно застряли, спросите себя, что едва заметно происходит такого, что не является полностью статичным, пытаясь родиться? Другими словами, что я замечаю в себе такого, что находится в процессе?

Работаете ли вы сами с собой или с кем-то другим, вы можете просто замечать таинственные, легкие тенденции, которые, кажется, разлиты в воздухе; едва заметные движения, звуки, жесты, вздохи, которые только  начинаются где-то, но еще не раскрыли свою тропу. Другими словами, замечайте то, что находится в процессе появления.

И, когда вы осознаете эти тенденции, шагните им навстречу; помогите им струиться и «танцевать». Нежно поманите их выразить себя более полно, чтобы родиться. Так вы обнаружите скрытые танцы, полные мудрости и смысла. Конечно, эта устремленность к процессу требует от вас временного выхода из статичного опыта самого себя ради того, чтобы позволить потоку проявиться. Однако, случившись однажды, танец несет возможность обновления и обогащения вашей повседневной жизни.

Обратимся к случаю женщины, которая сказала мне, что она пребывает в депрессии. Ее речь была медленной; она плакала и говорила, что чувствует себя грустной и подавленной.
Она чувствовала себя перегруженной огромным количеством проблем в собственной жизни. На какую-то секунду она подняла глаза и увидела птичку, пролетающую мимо окна. У нее перехватило дыхание от красоты птицы, но потом она снова начала говорить о своих проблемах и том, какими неразрешимыми они ей кажутся.

Как аниматор (процессуальный работник), я задалась вопросом, какой же аспект ее опыта начал проявлять себя? Во многом также, как в моем опыте с анимированной фигуркой, я могла спросить, что за неуловимая тенденция разворачивается и хочет быть выраженной? Я припомнила момент, когда она взглянула на птицу.

Я воодушевила ее вспомнить тот момент и больше войти в этот образ птицы. Она сделала паузу и сказала, что представила, что птица была беспредельно свободна. Одновременно с этим, она начала делать маленькие движения руками, словно птица, летящая высоко над городом. Получая еще немного поддержки продолжать движения, она переживала себя, как крылатое существо с бОльшим обзором и свободой. Затем она поняла, что была слишком захвачена событиями и подробностями повседневной жизни. Став птицей она увидела свою жизнь и свое направление с бОльшим обзором. Этот подвижный образ принес ей большое облегчение в том смысле, что она ушла от статичной картинки грусти и загруженности к танцу в образе птицы на большой высоте и с большей отстраненностью.


Телесные симптомы


Телесные симптомы часто переживаются как статичные, неприятные состояния! Головная боль, к примеру, – это  статичное состояние, обычно оно означает потребность в аспирине! Но, как аниматор, вы можете поискать легкое движение, находящееся внутри боли, внутри любого телесного симптома.

У меня недавно болела голова. Можно на этом и остановиться, но я бы хотела, чтобы вы попросили меня описать эту головную боль. Я бы тогда вам сказала, что чувствую ее так, как будто кто-то давит на мою голову с большой силой. Эти слова – в отличие от статичного состояния – отражают динамику давления и процесса и открывают мне ту нешуточную драму, что обрушилась на мою бедную маленькую голову! Если я покажу вам  руками, на что похожа эта сила или давление, то на этом поднимутся истории  всех видов, образы, чувства, фигуры сновидений и переживания. Неожиданно я обнаружила себя в начале нового путешествия. Я в разгаре танца, который разворачивается между головной болью и аспирином! Итак, куда же он движется? Что это за танец, что пытается выразить себя?

В моем собственном опыте, когда я изображала давление при помощи рук, появилась фантазия об огромной скале, или валуне, которая давила мне на голову. Я стала представлять, что я и есть эта скала. Скала «заговорила» со мной и сказала, что я должна двигаться дальше в своей работе, что сомнения не должны останавливать меня. Я поняла, что сомневалась, стоит ли начинать определенные творческие проекты, потому что они казались мне слишком большими и что я не смогу сделать их достаточно хорошо. Скала же, напротив, говорила, что не стоит беспокоиться на этот счет. У нее была сила создавать изменения и воплощать мечты. Я продолжала свой диалог со скалой и открывала ее силу – особую внутреннюю центрированность, которая бы позволила мне находиться очень близко к моим глубинным сновидениям и воплощать творческие идеи, несмотря на сомнения.


Танец и двойные сигналы

Каждый из нас похож на анимированную фигурку, чей процесс выражает себя в телесных симптомах, неожиданных фантазиях и ежедневных телесных сигналах. Некоторые сигналы статичны в том смысле, что они конгруэнтны тому способу, которым мы описываем себя. Они не пребывают в движении, они ясны и читаемы.

Подумайте о Вилли, одном из персонажей моих мультфильмов. Вилли застенчив и испуган большую часть времени.
ami-3.jpg
Его лицо выглядит озабоченным, а его плечи слегка приподняты в страхе. Эти сигналы нам понятны.  Но есть ли другая его часть, которая движется, которая пытается проявиться?

Если присмотреться в Вилли поближе, то мы увидим, что в тот момент, когда кто-то критикует его, он выглядит испуганным, но, в то же время, его руки непреднамеренно поднимаются вверх к бедрам. О чем это движение?

Кажется, что его руки начинают танцевать, но мы не знаем, куда они двигаются или что означает этот жест! Этот телесный сигнал находится в процессе. Мы называем такие непреднамеренные сигналы, которые мы не можем сразу понять, двойными сигналами, то есть переживаниями в процессе самораскрытия.

ami-4.jpgЧтобы попасть в процесс Вилли, нам нужно только лишь поддержать его в фокусировании на его двойном сигнале и выяснить, куда же он движется. Когда Вилли исследует свои чувства в момент, когда его руки лежат на бедрах, он начинает чувствовать силу и неожиданно представляет, что он очень жесткий персонаж, с которым стоит считаться. Вы можете увидеть песню и танец Вилли здесь: http://www.youtube.com/watch?v=Z9l8EQHbI8g

Когда Вилли идет еще глубже и разворачивает свой «танец» еще больше, он узнает, что сущность его силы похожа на высокую гору,  мощную и гордую. Гордо стоя, он говорит, что чувствует себя большим старейшиной, который может поддерживать и самого себя, и своего оппонента!


Креативность, заигрывания и мой фильм


Для меня процессуальная работа – это и форма терапии, и вид искусства, открывающие новые творческие возможности. В своем первом анимационном фильме «Звезды в ночи» (TheStarsatNight, см. http://video.google.com/videoplay?docid=-9155821734280508549), я надеялась вдохновить каждого из нас на то, чтобы мечтать, чтобы понять, что творчество присутствует прямо здесь в едва уловимых движениях внутри и снаружи. Все, что вам нужно делать, – это  замечать что-то, что начинает сновидеть само себя в жизнь; что-то, что, кажется, проявляется из ночного неба, и помочь ему раскрыть себя.[3]

Творчество может начаться с того, чтобы замечать самые тонкие вещи, которые привлекают внимание, пока вы идете по улице; маленькие флирты, как называет их Арни, которые захватывают ваше внимание. Птица, которая привлекла внимание женщины, упомянутой выше, была флиртом и началом танца. Когда вы улавливаете эти мимолетные переживания, вы можете привнести их в жизнь в творческой форме и сделать открытия о том, как они могут обогатить вашу привычную реальность.

Большинство эпизодов в моем фильме возникло из маленьких флиртов, проявившихся из такого вот «ночного неба»: коротких музыкальных отрывков, пришедших мне в голову или мимолетных визуальных образов, которые мерцали внутри меня.

Относясь к ним, как аниматор (и после достаточно напряженной борьбы со своим ориентированным на состояния умом, старавшимся игнорировать их ради того, чтобы «справляться со всем»), я поддерживала их и помогала появиться на свет.

Например, находясь на улице, я неожиданно заметила ускользающее видение двух детей на вершине холма, глядящих в небо. Я сделала очень простой набросок этой картинки. Удерживая этот образ в сознании, я села за пианино, стала наигрывать аккорды и через какое-то время сочинила песню «Я смотрю на небо» (“I look up into the sky”)

Позволяя процессу разворачиваться дальше, я сделала еще несколько рисунков и, в итоге, соединила рисунки с музыкой, чтобы получился короткий анимированный музыкальный фильм. (Это видео можно найти на http://www.youtube.com/watch?v=8NDbS6zR5O8)
ami-5.jpg
В другой раз я рассматривала куклу, которую недавно смастерила из хлопчатобумажной ткани и чулок. И, когда я глядела на нее, могу поклясться, она сказала, что хочет быть дирижером симфонического оркестра! Я сохранила эту фантазии, позволяя себе сновидеть ее, и неожиданно ко мне пришла мерцающая идея о создании документального фильма о ее жизни! Я понимала, что это абсурд – создавать документальный фильм о жизни куклы, но эта идея словно приклеилась ко мне! На следующий день я сидела на берегу океана. У меня возникло отчетливое ощущение, что звуки моря и ветра – это музыка великолепной симфонии. Когда я вернулась домой, эта оркестровая музыка струилась через меня. Я записала ее, и короткий документальный фильм начал обретать форму. (Вы можете посмотреть эту «документалку» ближе к концу моего анимированного фильма, на временной отметке 36.00)
  ami-7.jpg
Есть еще многое, о чем бы я могла рассказать, но, надеюсь, я дала какие-то подсказки о том, каким образом каждый из нас похож на моего маленького танцора из ткани и ершика для чистки труб. Сначала вы чувствуете себя очень ориентированным на состояние. Затем, когда вы становитесь аниматором, все, что вам нужно делать – это замечать крохотные движения, которые пытаются появиться на свет; те тенденции, которые хотят случиться. И, из ума аниматора, помогайте танцу раскрыть себя.
 

[1] Минделл А. Квантовый ум: грань между физикой и психологией, пер. с англ. А. Киселева. – М.:Беловодье, 2011. (Гл. 11 «Дифференциальное исчисление и просветление»).
[2]Там же.
[3] Я больше пишу о процессуальной работе и творческом процессе в книге The Dreaming Sourceof Creativity, LaoTsePress, Portland, Oregon, 2005.



Перевод Ларисы Романенко

Источник:  http://www.aamindell.net/692/processwork-theory-applications/music-and-art/process-work-and-the-art-of-animation 
Возврат к списку