Авторские программы: Авторские семинары и интенсивы

20 октября 2017 - 20 мая 2018 г.

Программа повышения квалификации "ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ПРОЦЕССУАЛЬНО-СОМАТИЧЕСКИАЯ ТЕРАПИЯ ТРАВМЫ"

Ведущие: Елена Николаева, Александр Николаев
Место проведения:  Новосибирск
Авторский семинар
Программа повышения квалификации 
"ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ПРОЦЕССУАЛЬНО-СОМАТИЧЕСКИАЯ ТЕРАПИЯ ТРАВМЫ"

По окончании программы выдаётся удостоверения о повышении квалификации Института Повышения Квалификации ОППЛ и Первого университета профессора Макарова. 

Общий объём программы оставляет 224 акад.часа.
 
Цель программы: Программа направлена на теоретическую и практическую подготовку психотерапевтов и психологов-консультантов, работающих с людьми, пережившими различные виды психических травм.  В данном курсе предлагается интегративный ресурс-ориентированный подход, гармонично сочетающий преимущества различных методов психотерапии (соматической терапии травмы, психотравматологии Готфрида Фишера, юнгианской аналитической психологии, телесно-ориентированной психотерапии, бодинамики, процессуально-ориентированного подхода) в терапии пост-травматического стрессового расстройства, эмоциональных травм, а также травм развития, связанных с детско-родительскими отношениями. Большое значение уделяется пониманию и описанию глубинных процессов психики, разворачивающихся во время и после травматического события. Большое внимание в программе уделяется практикам самоподдержки психологов-консультантов и психотерапевтов в целях профилактики профессионального выгорания при работе с психической травмой, основам терапевтического присутствия и контакта, этике и безопасности работы. 
 

Ведущие программы: 

Елена Николаева – психолог, преподаватель психологии, дипломированный специалист и тренер ISPWR по процессуально-ориентированной психологии (член IAPOP), сертифицированный специалист по терапии психической травмы, телесно-ориентированной психотерапии, психотерапии психосоматических расстройств, действительный член EABP, международный тренер ППЛ, тренер-супервизор АПОПП. В настоящее время проходит сертификацию в Кёльнском институте психотравматологии Готфрида Фишера (консультант-психотравматолог).

Александр Николаев – психолог, преподаватель психологии, дипломированный специалист и тренер ISPWR по процессуально-ориентированной психологии (член IAPOP), сертифицированный специалист по терапии психической травмы, психотерапии психосоматических расстройств, международный тренер ППЛ, тренер-супервизор АПОПП. 
 
Посмотреть ОТЗЫВЫ О ПРОГРАММЕ.

Что участники получат в результате прохождения программы (подробное содержание курса см. ниже):

В работе с ПТСР
• познакомятся с различными теоретическими моделями и подходами к изучению посттравматического стрессового расстройства;
• изучат теоретические основы соматической терапии травмы, включающие механизмы образования психической травмы (физиологический, психологический, социальный), факторы, влияющие на образование психической травмы, связь шоковой травмы и травмы развития, диагностические критерии травматической активации и дезактивации при работе с травмой,
• изучат теоретические основы психотравматологии Готфрида Фишера применительно к работе с шоковыми травмами на этапе стабилизации
• изучат принципы и отточат на практике навыки практической работы, включающие работу с системой целостного ресурсного опыта, заземлением, центрированием, опорами, границами, созданием/восстановлением безопасности и возможности контейнирования сильных эмоциональных переживаний, работу с целостным опытом клиента, включающим телесные ощущения, чувства, образы, смыслы, движения/поведение, и познакомятся с особенностями этого опыта при психической травме.

В работе с травмами развития
• познакомятся с бодинамическим подходом к травмам развития, описывающим формирование различных структур характера под влиянием детско-родительских отношений в различные возрастные периоды;  освоят построение травмакомпенсаторных схем и определение стратегии психотерапевтической работы с различными структурами характера с точки зрения психодинамической парадигмы и психотравматологии Готфрида Фишера.
• изучат техники и особенности практической работы с различными видами травм развития.
В работе с эмоциональными травмами
• получат навыки работы, направленные на восстановление целостности личности и возвращение жизненной энергии.
 Теоретические основы

Теоретическую основу курса составляют:
• Методы телесно-ориентированной психотерапии в работе с границами, опорами, заземлением, дыханием, центрированием.
• Методы бодимайн гештальт терапии в работе с телесными паттернами.
• Соматическая терапия травмы Питера Левина, основанная на работе с целостным опытом клиента, включающим телесные ощущения, чувства, образы, смыслы, движения/поведение, а также завершении прерванных реакций мобилизации (бегства, борьбы), и не разряженной энергии реакции иммобилизации (замирания).
• Процессуально-ориентированный подход Арнольда Минделла, основанный на юнгианской аналитической концепции психодинамического развития.
• Бодинамический анализ Лизбет Марчер, основанный на формировании различных структур характера в различные возрастные периоды под влиянием детско-родительских отношений (взгляд с точки зрения психодинамической парадигмы и концепции индивидуации Юнга).
• Немецкая школа психотравматологии Готфрида Фишера.
 
Применение 
Теоретическая и практическая подготовка позволит успешно работать в разных областях психологической практики и эффективно использовать данный подход в консультативной и психотерапевтической деятельности. Предлагаемые в данной программе техники работы с психической травмой расширяют возможности работы психолога в любом методе и обеспечивают надёжную базу для дальнейшей эффективной и безопасной практической работы. 

Формы работы 
Теоретическая часть занятий представлена в виде небольших лекций, включающих множество примеров из практической деятельности и большое количество хорошо структурированного раздаточного материала. Практическая часть занятий включает демонстрационные сессии с полным профессиональным разбором, упражнения в парах и тройках для отработки навыков практической работы, работу в малых группах, работу в центре под супервизию, самостоятельную работу по изучению литературы.
 
Расписание занятий:
Новосибирск (группа 2017-2019, 5 модулей по 2,5 дня и 4 модуля по 3 дня) - 20-22.10.2017, 1-3.12.2017, 2-4.02.2018, 30.03-01.04.2018, 18-20.05.2018, ....Организатор программы в Новосибирске Сиренко Любовь lsirenko@mail.ru

Записаться:  через форму на сайте или по эл.почте pscenter@pscenter.ru     

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
 
Часть 1 (модули первого года обучения): Работа с шоковыми травмами (острым и посттравматическим стрессовым расстройством).
 
1. Психическая травма: система понятий и подходы. Профилактика профессионального выгорания. Терапевтическая позиция.
Обзор различных теоретических моделей и подходов к изучению посттравматического стрессового расстройства. Травмы развития и шоковые травмы. Теоретические основы и принципы практической работы в соматической терапии травмы. Формирование терапевтической позиции и метанавыков работы.
Понятие стресса, травматического стресса, посттравматического стрессового расстройства. Феноменология посттравматического стресса. Диагностические критерии ПТСР в МКБ -10 и DSM-1Y. Типы травматических ситуаций и их характеристики. Теоретические модели посттравматического стресса: психодинамические взгляды на психическую травму, когнитивные концепции психической травмы, концепция психической травмы П.Левина. Механизмы образования психической травмы (физиологический, психологический, социальный). Факторы, влияющие на образование психической травмы. Связь шоковой травмы и травмы развития. Принципы практической работы в соматической терапии травмы.
Профилактика профессионального выгорания при работе с психической травмой. Метанавыки работы психолога, терапевтическая позиция (осознанность, ученичество, уважение ко всем частям, диалогическая позиция). Работа с контрпереносом.

 2. Работа с психической травмой — этап стабилизации.
Работа с ресурсами, опорами, границами. Использование ресурсов целостной личности. Внутренние и внешние ресурсы. Работа на присвоение ресурсов по системе целостного опыта SIBAM. Психоэдукация на этапе стабилизации. Техники доступа к ресурсному состоянию при работе с клиентами, а также с целью самоподдержки и профилактики профессионального выгорания для людей с различными типами сенсорной организации. Техники работы с заземлением, центрированием, опорами, границами, дыханием.

 3. Теоретические основы, принципы и техники практической работы с ПТСР.
Основные понятия и базовые техники работы процессуально-соматического подхода. 
 Внутренние фигуры и динамика ролей в работе с шоковой травмой. Особенности работы, особенности переноса и контрпереноса. Формирование речи терапевта в работе с шоковой травмой.
Метод соматического переживания. Категории соматической терапии травмы: ядро травмы (основные травматические симптомы), первичная травма и ретравматизация, воронка травмы и воронка исцеления (симптомы на эмоциональном и физическом уровне).
Работа с целостным опытом клиента. Понятие системы SIBAM (sensation, image, behavior, affect, meaning). Здоровое состояние системы SIBAM и особенности системы SIBAM при психической травме. Понятие травматического сцепления. Работа со сверхсцепленными и слабосцепленными элементами.
Работа с телесными ощущениями и телесными паттернами: классификация ощущений, способы работы с телесными ощущениями и телесными паттернами реагирования, выявления их ресурсов, возвращение контроля и произвольного управления, доступ к процессу саморегуляции, трансформация. Телесная организация как отражение внутренних конфликтов.
Работа с поведением/движением: классификация движений, работа с интенциональными движениями, процессуально-ориентированные техники работы с движением и их особенности при работе с шоковой травмой; работа с незавершенными реакциями мобилизации (бей/беги) и иммобилизации (замирания). Этика и безопасность работы с применением телесного контакта.
Работа с образами: работа с диссоциацией, с ресурсными образами и фигурами, соединение образного ряда с телесными ощущениями и остальными элементами SIBAM. Работа со сверхсцепленными и слабосцепленными элементами системы SIBAM.
Работа с чувствами: от подавления и отреагирования — к контейнированию и выражению, техники шкалирования, способы транформации гнева в силу.
Работа со смыслами: выявление ограничивающих систем убеждений, появившихся в результате травматизации, присущих им ресурсов и ограничений; способы трансформации ограничивающих убеждений, формирование новых смыслов, происходящих из нового опыта; работа с целостным опытом — «телесно ощущаемые смыслы».
Работа с пиковыми переживаниями и надличностными трансперсональными состояниями. Интеграция опыта в повседневную жизнь. Экзистенциальные состояния и смыслы при разрешении травмы.
Работа с травматическими циклами. Директивность и процессуальность. Понятие травматической истории. Способы работы с травматической историей, контекстом, перспективой. Признаки телесной разрядки и завершения травмы. Трансформация травмы, восстановление целостности и способности к саморегуляции.
Отработка технических навыков практической работы.
 
Часть 2 (модули второго года обучения): Теоретические основы, принципы и техники практической работы с травмами развития.
 
1. Влияние детско-родительских отношений на развитие ребёнка в различные возрастные периоды. Бодинамическая модель структур характеров с точки зрения психодинамической парадигмы и концепции индивидуации Юнга. Построение травмакомпенсаторных схем и определение стратегии психотерапевтической работы с различными структурами характера по методу Готфрида Фишера.  Принципы и техники процессуально-соматического подхода в работе с различными травмами развития.
Различные подходы к работе с травмами развития (психоаналитический, психотравматология Готфрида Фишера, бодинамический, системный семейный, процессуально-ориентированный). Описание бодинамической модели структур характеров (структуры существования, потребностей, автономии, воли, любви и сексуальности, формирования мнений, солидарности/представления своих интересов) и соответствующая возрастная периодизация. Бодинамическая модель структур характеров с точки зрения психодинамической парадигмы и концепции индивидуации Юнга.
Терапевтическая работа с травматичным опытом, относящимся к различным травмам развития. Построение травмакомпенсаторных схем и определение стратегии психотерапевтической работы с различными структурами характера с точки зрения психотравматологии Гтфрида Фишера. Работа с ресурсами и ограничениями характерологических защит при различных травмах развития. Работа с детской и взрослой частью: дифференциация и интеграция. Работа с первичным и вторичным процессом и системой ограничивающих убеждений в различных структурах характеров.
Работа с внутренними фигурами с использованием ресурсных техник процессуально — ориентированного подхода и бодимайнд гештальт подхода. Телесная организация как отражение внутреннего конфликта, способы работы с фигурами, проявленными в теле.
Работа с недостающим опытом. Определение характерного паттерна поведения, недостающего опыта, ограничивающих жизненных установок в ходе процессуального эксперимента. Формирование идеальных родительских/терапевтических посланий в работе с недостающим опытом. Формирование и закрепление новых способов поведения, интеграция нового опыта через целостную работу с целостным опытом: телесными ощущениями, чувствами, образами, поведением/движением, смыслами.

 2. Работа с эмоциональными травмами. Процессуально-ориентированный подход.
Эмоциональные травмы, вызванные встречей со смертью, физической немощью, сложными отношениями. Паттерны поведения и причины их возникновения в травмирующих отношениях. Треугольник Карпмана (жертва, преследователь, спасатель) с точки зрения внутренних фигур: дифференциация, трансформация, интеграция фигур внутреннего театра. Работа с горем и утратой через возвращение потерянной части души. Возвращение целостности и жизненной энергии.

3. Профессиональный разбор практической работы с травмами развития и ПТСР.
Супервизия. Профессиональный разбор практической работы. Ресурс-ориентированный подход к супервизии. Понятие и принципы «Обратной связи 721» (Э.Минделл). Представление работы/случая на супервизию: формирование запроса, полнота и достаточность информации, конфиденциальность. Работа в центре. Полный процесс-анализ терапевтической сессии.

Интересного Вам обучения! 

Записаться:  через форму на сайте или по эл. почте pscenter@pscenter.ru    




Елена
Николаева

Дипломированный специалист по процессуально-ориентированной психологии, член IAPOP, сертифицированный специалист по травматерапии, телесно-ориентированной терапии, действительный полный член  EABP  и АТОП, международный  тренер ППЛ,  тренер-супервизор АПОПП, директор проекта "Объединённого Психологического Центра" 

Подробнее об авторе

Александр
Николаев

Дипломированный специалист по процессуальной психологии, член IAPOP,  сертифицированный травматерапевт, действительный член АТОП, международный тренер ППЛ. 
Директор проекта "Объединённый Психологический Центр"

Подробнее об авторе

Возврат к списку